Взаимодействие семьи и школы
Проект «Настоящая семья – это много дружных «Я»
Распоряжением Правительства Республики Тыва от 24 января 2018 года № 19-р был утвержден проект «Настоящая семья – это много дружных «Я».
Проект был утвержден в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 мая № 240 «Объявлении в Российской Федерации Десятилетия Детства», укрепления престижа и роли семьи в обществе и пропаганды семейных ценностей и традиций.
В рамках проекта активно продолжается работа по взаимодействию семьи и школы. Ежедневно с родителями проводятся как индивидуальные, так и групповые беседы на темы:
- семья и школа: проблемы, возможности сотрудничества, перспективы, успехи;
- повышение педагогической культуры родителей и ее влияние на процессы формирования ценностных ориентиров, жизненных планов старшеклассников и успешная социализация.
В конце 3 четверти в 5 «в» классе был проведен малый педсовет по формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей и ответственного отношения к школе, учебным занятиям. Педсовет прошел совместно с родителями (законными представителями) и учащимися на доверительной ноте. Выступали представители администрации, учителя-предметники, классный руководитель. В ходе педсовета обсуждались вопросы режима дня, отдыха детей. Родители откровенно озвучили свои проблемы. С рекомендациями и советами к родителям (законным представителям) обратились педагоги-психологи. С большим интересом заслушали социального педагога Лубошникову Е.Н. Она рассказала, какие проблемы испытывают сегодня ученики 5 класса, какую помощь оказывает школа по формированию духовных ориентиров.
Результатом работы педсовета было принятие рекомендаций:
1. Продолжить активизировать взаимодействие всех субъектов образовательного процесса и детско-родительских отношений.
2. Проводить регулярные встречи, спортивные мероприятия, праздники совместно с родителями.
3. Рекомендовать культурно-просветительские мероприятия вне школы (библиотеки, Центр русской и тувинской культуры, кинотеатры).
Не первый год осуществляется психолого-педагогическое сопровождение отдельной категории родителей (законных представителе)
Направления работы педагогов – психологов с родителями (законными представителями) включает несколько направлений:
- диагностика семьи;
- создание условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка (ситуация сотрудничества с учетом соблюдения принципа невмешательства в семейную ситуацию);
- просвещение и консультирование по актуальным проблемам детей (классные собрания, встречи);
- консультирование по вопросам детско-родительского общения по запросу родителей;
-психологическая поддержка родителей.
02 марта 2018 года на общешкольном родительском собрании педагог-психолог Бавтрук Т.Н. выступила с темой «Положительные эмоции в жизни школьника». Цель: гармонизация детско-родительских отношений в семье и профилактика семейного неблагополучия.
Совместно с родителями обсудили проблему значения в жизни человека эмоциональной сферы, положительных эмоций. В ходе собрания провели практическое занятие с родителями по развитию эмоций у детей.
Были и вопросы для обсуждения: значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности; роль семейных отношений в развитии эмоциональной сферы ребёнка
Для повышения активности и создания благоприятной психологической атмосферы на родительском собрании педагог-психолог провела упражнение «Это Я», что оказало положительный эффект в процессе проведения собрания.
Педагог-психолог Сентябрь В.А. провела анонимный опрос родителей «Ваше отношение к школе». Приняло участие 33 родителя.
Были даны рекомендации:
- На МО рассмотреть вопрос об эффективном взаимодействии с родителями по информированию родителей об успехах и неуспехах в учебном процессе, рекомендации по обучению детей с ОВЗ.
- Способствовать приобретению родителями практических знаний по развитию эмоций у учащихся.
В 2017 -2018 учебном году активно принимала участие в проекте руководитель методического объединения классных руководителей. года Федотова Т.Г. Она участвовала в IV Рождественских чтениях по теме «Духовно-нравственное воспитание и социализации подрастающего поколения». На чтениях были учителя городских школ, служители православной церкви города Минусинска и Кызыла, представители молодежных объединений.
Татьяна Григорьевна рассказала о педагогической работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В своем выступлении она отметила, что сегодня идет переосмысление ценностей родительства, рост родительской сопричастности к процессу социализации ребенка. Формируется гражданское родительское сознание.
Учитель поделилась с участниками чтения со своим многолетним опытом работы с семьями обучающихся:
- исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка;
- установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество;
- оценка путей оказания педагогической помощи;
- выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики;
- работа всех специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы;
- анализ эффективности достижений.
Результатом чтений стали рекомендации:
Для педагогов:
Создание специальных образовательных условий.
Для родителей:
Динамическое наблюдение врача-психиатра, невролога по месту жительства и выполнение их рекомендаций, дополнительные консультации врачей, соблюдение охранительного режима, активное участие в мероприятиях, выполнение рекомендаций педагогов, специалистов сопровождения. Развивать самостоятельность в семье в хозяйственно-бытовых делах, развивать умение ориентироваться в окружающей действительности, закреплять навыки самообслуживания, личной гигиены. Расширять сферу социально-бытовых контактов (родственников, друзей семьи).
Сегодня с уверенностью можно сказать, что партнерство семьи и школы развивается и совершенствуется. Оно является важным условием реализации воспитательных задач и является актуальным в наше время.
05.04.2018г.
Курыгина Т.В., зам.директора по ВР |