Пятница, 17.05.2024, 16:06
Приветствую Вас Гость | RSS

ГБОУ РТ "СОШ №10 для детей с ОВЗ" г.Кызыла

Меню сайта
Архив файлов
Методики
ТИРО и ПК
Сетевичок
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46
ПозитиFF
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Научно-исследовательские работы

КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС

 

«Люди с аутизмом заслуживают того, чтобы им были

 предоставлены самые широкие возможности для получения образования и участия в жизни общества».

                         (Из послания Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна

 от 2 апреля 2013 г.).

Нарушение речи является одним из базовых нарушений у детей с расстройством аутистического спектра и имеет ряд своих особенностей. В раннем возрасте отмечается запаздывание сроков появления первых слов и фраз, длительное сохранение эхолалических речевых форм. Нарушения формирования экспрессивной речи проявляются отсутствием ответов на заданные вопросы. Дети не используют по отношению к себе формы и местоимения в первом лице. Отмечаются элементы скандирования, фразы носят отрывочный характер, нередко фразы рифмуются, эпизодически произносятся слова, не имеющие значения в данной ситуации. Высказывания не передают эмоционального тона переживаний, отмечается нарушение интонации, иногда ударение ставится на последних слогах, слоги произносятся с напевом. Нарушается порядок слов. Относительно специфической является автономная речь, разговоры с собой или полный мутизм. Вместе с тем встречаются сложные речевые формы. Общая закономерность выражается в нарушении коммуникативной функции речи. [6]

Обучение детей с аутизмом требует от учителя-логопеда не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии, большого терпения, интуиции и любви; также необходим постоянный педагогический поиск, гибкость в применении различных методов обучения и воспитания. [2]

В условиях средней общеобразовательной школы №10 для детей с ограниченными возможностями здоровья логопедическая работа с обучающимися с расстройствами аутистического спектра со снижением интеллекта реализуется в ходе индивидуальных и групповых занятий, где осуществляется формирование коммуникативных навыков, коррекция познавательных процессов, формирование в сознании пространственно-временной организации, коррекция нарушений устной и письменной речи.

Стоит отметить, что дети с особыми образовательными потребностями не остаются без внимания – государством выделяется немало средств на улучшение материально-технической базы их обучения. Благодаря гранту Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, логопедический кабинет СОШ №10 для детей с ОВЗ оснащен современным  оборудованием для оказания эффективной квалифицированной помощи - это логопедический тренажер "Дэльфа-142.1", версия 2.1., индивидуальные зеркала для логопедических занятий, говорящее логопедическое зеркало (60 секунд записи речи), метроном, зеркала для обследования ротовой полости, устройства для контроля собственной речи и развития фонематического слуха, трубки для развития артикуляционного аппарата и обучения жеванию, спирометр, а также игровое оборудование и инвентарь, в том числе: набор развивающих Монтессори-материалов, бегемотик логопедический "Жу-жа", обезьянка логопедическая "Чича", собачка логопедическая "Пес Барбос", кукольный пальчиковый театр «Красная шапочка», кукольный театр "Волк и лиса", "Козлята и волк", "Курочка Ряба", «Три поросенка».

Логопедические занятия строятся по принципу чередования различных обучающих заданий и дидактических игр в строгом соответствии с расписанием, алгоритмом. В ходе занятий отрабатывается целенаправленность поведения, понимание обращенной речи, развивается предметно-практическая деятельность. Проводится и собственно речевая работа: вызывание вокализаций, стимуляция звукоподражания, имитация речи других людей. Каждое правильное выполнение задания поощряется теми средствами, которые привлекают ребенка.

Для повышения эффективности логопедической работы необходимо использование как традиционных, так и нетрадиционных методик.

Традиционные методы и приемы:

1. Словесные - «коммуникативная атака» (выбор эмоционально привлекательного момента – ароматерапии, музыки, стихотворения - того, что способно привлечь), показ образца, пояснение, беседа, рассказ, чтение, педагогическая оценка.

2. Практические (конструирование, моделирование,  задания творческого характера, игры).

3. Логопедический массаж - используется с целью стимуляции кинестетических ощущений, для нормализации мышечного тонуса. В результате изменяется состояние мышц, тканей речевого аппарата.

Нетрадиционные методы и приемы:

1.  Вербально-поведенческий подход (подкрепление, выбор, моделирование

повелительного операнта, побочное и дискретное обучение (разбивание

сложного действия на шаги).

2. Альтернативная коммуникация (жесты, карточки PECS (когда карточка заменяет слово), визуальное расписание, звуковые игры (озвученные буквы, живой календарь), интерактивный глобус, таблицы, устройства,  эмоциональное комментирование). 

3. Кинезиологические упражнения (использование движений для развития речи).

4. Работа с песком. Это направление помогает  сформировать, развить и совершенствовать мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию; снять напряжение с мышц пальцев рук, развить тактильное восприятие и фонематический слух; совершенствовать грамматический строй речи; расширять и обогащать словарь ребенка; развить связную речь; знакомить ребенка с окружающим миром, в том числе  со свойствами песка и воды.

5. Глобальное чтение. Позволяет развивать импрессивную речь и мышление до овладения произношением, развивает зрительное внимание и память. Ребенок учится узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Слова  должны обозначать известные  предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

Виды работ:

1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних  животных).

2. Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы),  цвета,  величина, количество.

3. Понимание письменных инструкций. Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол.

4. Чтение предложений. Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия (Кошка сидит. Кошка спит. Кошка бежит.)

В работе с детьми с РАС со снижением интеллекта сложно рассчитывать на быстрый результат, поэтому важно соблюдать последовательность и систематичность логопедических занятий. В процессе обучения необходимо:

- организовать пространство;

- следить, чтобы ребенок не переутомлялся;

- использовать простые фразы;

- доносить информацию через схемы, наглядные пособия;

- подписать предметы, которыми пользуется ребенок;

- разбить деятельность на части, этапы, постепенно объединяя в целое;

- использовать мотивирующее подкрепление правильного действия.

Список литературы:

  1. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: сборник научно-практических материалов VIII Международной научно-практической конференции под ред. С.Н. Шилова, Е.А. Череневой, И.Б. Агаевой / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015. – С. 96
  2. Лебединская. К.С. Ранний детский аутизм. Детский аутизм. Хрестоматия - СПб: Дидактика Плюс, 2001.
  3. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 1997.
  4. Шипицына Л.М. Детский аутизм.- М.: Дидактика Плюс, 2001.
  5. Эффективные практики и технологии оказания комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим: методическое пособие под ред. Е. Б. Марущак, Е. А. Пушкарёвой / Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. – С. 5
Категория: Научно-исследовательские работы | Добавил: Росида (15.02.2019) | Автор: Ооржак Аржаана Валерьевна E
Просмотров: 618 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Вход на сайт
Новости
Сегодня материалов нет.
Архив файлов
[31.08.2021][Документы]
Календарный учебный график ГБОУ РТ «СОШ № 10 для детей с ОВЗ" на 2021-2022 учебный год (0)
[02.09.2021][Документы]
Приказ об организации учебного процесса на 2021-2022 у.год. (0)
[17.05.2021][Документы]
Отчет мероприятий, посвященных 76-летию Победы в Великой Отечественной войне. (0)
[03.03.2021][Документы]
План мероприятий по предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ на 2019-2020г. (0)
[10.01.2021][Документы]
Отчет о проведении республиканской профилактической операции «Ура, каникулы!» 9 .01.2021 (0)
[30.10.2020][План работы]
Перспективный план работы педагогов-психологов на 2020-2021 учебный год (0)
[18.12.2020][Документы]
Постановление о реорганизации ГБОУ РТ "СОШ №10 для детей с ОВЗ" (0)
[02.01.2021][Документы]
Отчет о проведении республиканской профилактической операции «Ура, каникулы!» (0)
[01.12.2020][План работы]
План мероприятий декады, посвященной Всемирному Дню инвалидов (0)
[03.03.2021][Документы]
План мероприятий по предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ на 2019-2020г. (0)
Госуслуги
Будни
Онлайн-опросник
Оценка качества

ГБОУ РТ "СОШ № 10 для детей с ОВЗ" © 2024