Право детей с расстройствами аутистического спектра на качественное образование защищено законодательно новой редакцией Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ОВЗ.
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это несколько групп нарушений, являющихся всеобъемлющими нарушениями развития, которые характеризуются серьезными и масштабными затруднениями в нескольких сферах развития одновременно: сенсомоторной, перцептивной, речевой, интеллектуальной, эмоциональной. Эндогенез аутистических нарушений неизвестен, но исследования показывают, что наиболее вероятной их причиной является некая форма биологического или нервного нарушения.
С РАС могут сочетаться и другие состояния: когнитивные затруднения или нарушения, синдром ломкой X-хромосомы, эпилептические расстройства, психические заболевания, синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ), депрессия и обсессивно-компульсивные расстройства (невроз навязчивых состояний).
В ГБОУ РТ «СОШ №10 для детей с ОВЗ» в текущий момент обучаются учащиеся с РАС – 21, с признаками РАС – 14 детей, всего 35 учащихся.
Основная цель психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с РАС в ГБОУ РТ «СОШ №10 для детей с ОВЗ» – это создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала обучающегося с РАС, оказание системной комплексной психолого-педагогической помощи в процессе интеграции в образовательную и социокультурную среду, в освоении адаптированной основной образовательной программы.
Для решения поставленной цели школа выиграла грант «Комплекс мер по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и с расстройством аутистического спектра» от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. С помощью выигранного проекта школа приобрела оборудование и программно-методические материалы для психолого-педагогического сопровождения.
В апреле 2018 года на базе ГБОУ РТ «СОШ №10 для детей с ОВЗ» открыт кабинет сопровождения «ДАР» для детей и подростков с РАС и с признаками РАС.
В школе существует служба психолого-педагогического сопровождения и психолого-медико-педагогический консилиум(ПМПк). В состав службы сопровождения и консилиума входят следующие специалисты:
- руководитель службы;
- учитель индивидуального обучения;
- учитель-дефектолог;
- учитель-логопед;
- педагог-психолог;
- социальный педагог.
Организация психолого-педагогического сопровождения проводится в несколько этапов:
- Диагностический этап - собираются первичные сведения об учащемся, проводятся индивидуальные диагностические занятия (моторные, адаптивные, коммуникативные, когнитивные и социальные навыки).
Проектирование адаптированных основных образовательных программ - это обобщение данных, полученных разными специалистами на педагогический консилиум, на котором выносится решение о виде коррекционной работы, её направлениях, целях и задачах сопровождения. По итогам работы консилиума создаются и разрабатываются следующие документы:
- адаптированная основная образовательная программа (АООП) с вариантом обучения;
- индивидуальная образовательная программа (ИОП).
Данная задача включает определение содержания, направлений, форм, эффективных методов и технологий при осуществлении комплексной психолого-педагогической помощи детям с РАС в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
3. Консультативный этап - проводится встреча с родителями с целью их ознакомления с результатами диагностики, разъяснение этапов коррекционной программы, также координируются действия родителей и педагогов.
4. Коррекционно-развивающий этап - специалисты и родители совместно разрабатывают индивидуальный маршрут развития, учебный процесс, и работа специалистов проходит в соответствии с АООП. Регулярно проводятся заседания методического объединения и ПМПк, на которых специалисты обсуждают изменения в состоянии обучающихся, чтобы учитывать их в дальнейшей работе.
5. Контрольный этап
В конце года по итогам промежуточной диагностики собирается консилиум. Специалисты и учителя предметники проводят итоговую диагностику, составляются заключения специалистов. Далее проводятся индивидуальные консультации с родителями каждого ребёнка
Содержание коррекционной работы с обучающимися с РАС в ГБОУ РТ «СОШ №10 для детей с ОВЗ» ведется по следующим направлениям:
- коррекция дезадаптивного поведения;
- формирование стереотипа учебного поведения;
- формирование коммуникативных навыков;
- формирование навыков социального взаимодействия со сверстниками и окружающим социальным миром.
Коррекционная работа – не самостоятельный и не отдельный блок работы, а часть всего образовательного процесса. Коррекционная работа и образовательный процесс ведутся в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Также наряду с коррекцией и формированием жизненных компетенций кабинет сопровождения «ДАР» оказывает консультативную и информационную помощь по вопросам обучения и воспитания родителям (законным представителям) обучающихся с РАС.
Для успешности внедрения АООП и ИОП проводятся мониторинги динамики развития обучающихся с РАС с корректировкой развивающих мероприятий.
Как указывалось выше РАС - это нарушение, которое захватывает все стороны высших психических функций, и поэтому система обучения детей с РАС должна включать компоненты, направленные на коррекцию нарушений развития во всех этих областях. Все эти компоненты должны быть взаимосвязаны между собой и направлены на организацию такой среды, в которой ребенок с РАС мог бы освоить процесс обучения и социализации в широком смысле. Все специалисты и учителя работают в одной системе и взаимодействуют, регулярно повышают свою профессиональную педагогическую компетенцию.
Таким образом, организация и содержание сопровождения детей и подростков с РАС и с признаками РАС базируется на системном взаимодействии специалистов в решении конкретных проблем обучения детей с РАС. Системное взаимодействие специалистов реализуется на всех этапах организации процесса обучения. |